Байкало-Амурская магистраль в текущем году отметит три юбилея

2009-04-23

Репортаж Сергея Гапонова.

Тында — это почти легенда. Небольшой сибирский городок, ставший столицей БАМа, самой грандиозной советской стройки XX века. Аббревиатуру БАМ впервые услышали в СССР еще в 1930 году, но строительство настоящей магистрали началось только через сорок лет.

Первый отряд строителей БАМа отправился в Сибирь в апреле 1974 года прямо с XVII съезда комсомола. Комиссаром отряда назначили Владимира Титомира.

Владимир Титомир, комиссар первого отряда строителей БАМа: «Вот, Титомир, тебе отряд — 26 человек. Ты — комиссар. Пальцем ткнули в Тынду, в БАМ. Я был молодым коммунистом. Партия сказала, значит надо. И наш поезд поехал на БАМ».

Александр Бондарь, Герой Социалистического Труда: «Молодые девушки плачут: куда вы, герои? Какие там герои!?»

Александр Бондарь стал на БАМе личностью легендарной. Это его бригада почти все десять лет с моменте начала стройки до стыковки «золотого звена» шла первой на своем направлении.

Кинооператор Владлен Трошкин, снявший «Летопись БАМа» — 20 документальных фильмов, встречался с Бондарем много раз.

Владлен Трошкин, кинооператор: «Удивительный мужик. Могучий, обаятельный. И бригада подобралась из ребят, которых полюбить было невозможно».

Александр Бондарь: «У нас был девиз в бригаде: “Сделай сам больше, чтобы товарищу досталось меньше!”

Большинство из тех, кто оказался на строительстве магистрали, поехали туда, как тогда говорили, за большим делом, за делом своей жизни.

Александр Бондарь: “Мороз? Даешь БАМ! Раздетые до пояса в регби играли на снегу! Холодно? В походы идем по зимовью”.

Ефим Басин, заместитель руководителя строительства: “Дух-то был, желание все это освоить, победить, а потом столкнулись с колоссальными трудностями”.

И не все, кто сталкивался с тяжелой “бамовской” реальностью, готовы были превратить дорогу в смысл и дело своей жизни. Как-то в бригаду к Ивану Варшавскому записался человек по фамилии Лебедь. Работать на трассу он вышел только один раз.

Иван Варшавский, Герой Социалистического Труда: “Он попросил у меня разрешения пойти взять сигарет. Вот этот Лебедь как ушел за сигаретами, так я его 33 года не вижу. Лебедь улетел. Были и такие”.

И все-таки на БАМе подобное случалось редко. Гораздо чаще люди проявляли чудеса трудового героизма, а нередко платили за дорогу жизнями.

Александр Бондарь: “Первый случай гибели людей — прорыв термальных вод. Вышли воды, и вымыли проходчиков. Вода 67 градусов зимой”.

Ефим Басин: “Конечно, неудачно было выбрано место для Северомуйского тоннеля. Когда мы потом получили космические съемки, увидели, что самое неблагоприятное стечение обстоятельств — в этой точке”.

Но строительство дороги не прекращалось ни на один день. Бригада Ивана Варшавского работала так, что очень скоро ее выдвинули на самое острие стройки, и она пошла навстречу людям Бондаря.

Так было задумано с самого начала: восточную часть магистрали строят военные железнодорожники, а вот западную с двух сторон на встречных курсах — комсомольские отряды. “Золотое звено” бригады Бондаря и Варшавского положили через десять лет после начала строительства, 1 октября 1984 года года в Куанде.

Владлен Трошкин: “С двух сторон сходились рельсы, сделали огромный настил, как бы стол, на который выставили шампанское, закуску”.

Иван Варшавский: “Я встал на стол, каску снял. Шампанского туда, водочки, делаю „северное сияние“, глотнул и пошло”.

Со дня укладки “золотого звена” прошло четверть века. Были годы, когда уже построенный БАМ называли “дорогой в никуда”, а самих бамовцев — потерянным поколением. Но и сейчас они остаются романтиками.

Иван Варшавский: “Был бы я молодой… Я говорил и говорю: построить прямую линию Москва-Вашингтон через Берингов пролив. А что бы ни построить?”

А БАМ живет. По дороге с запада на восток и с востока на запад ходят составы, и теперь уже говорят, что это дорога XXI века.




Новости
RSS
Хабаровский край
Хабаровск
Крупные города
История Хабаровска
География и климат
Экономика
История
ТЭК
Администрация края
Обратная связь






Яндекс.Погода


.